Необходимость защиты интеллектуальной собственности в фармацевтической отрасли сложно переоценить. Недавнее исследование DELOITTE показало, что только 10-15% фармацевтических компаний, работающих в России готовы инвестировать в отечественные предприятия и совместные разработки. Повышение инвестиционной привлекательности – это одно из важнейших условий для привлечения в Россию новых технологий, развития научных потенциалов и вывода российских разработок на мировые рынки. Стабильная регуляторная среда, в том числе и надежная защита прав на интеллектуальную собственность – именно та база, которая будет стимулировать бизнес вкладывать средства в исследования и разработки, получая гарантию возврата своих инвестиций в будущем.
2018 год ознаменовался для России полноценной эпидемией, связанной с регистрацией генерических препаратов до истечения срока действия патента оригинального препарата и вводом их в гражданский оборот, в том числе посредством системы государственных закупок. Последнее связано с существованием в России, как уже неоднократно отмечалось многими авторами, в том числе Давыдовым Ю.Г., Шитиковым В.Н., двух параллельных систем регулирования рынка лекарственных препаратов. Первая основана на Федеральном законе "Об обращении лекарственных средств" и связана с деятельностью Министерства здравоохранения, а вторая – на гл. 72 Гражданского кодекса РФ, и, соответственно, с деятельностью Роспатента. На настоящий момент налаженное взаимодействие между указанными государственными структурами отсутствует, и, как следствие, точек соприкосновения между двумя регулятивными системами тоже нет.
Изложенное усложняется тем, что действующее законодательство в сфере государственных закупок не предусматривает какой-либо механизм, позволяющий отслеживать добросовестность участников торгов. Исходя из буквального толкования п. 8 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ требование к участнику закупки об "обладании участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности" предъявляется, если "в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты". Поэтому формально заказчик вправе не устанавливать в документации об осуществлении закупки данное требование, если в связи с исполнением контракта права на результаты интеллектуальной деятельности не возникают [1].
При этом заказчик вправе отстранить участника закупки от участия в определении поставщика или отказать победителю в заключении контракта исключительно в случае несоответствия участника закупки требованиям, установленным ст. 31 Закона № 44-ФЗ. Таким образом, в действующем законодательстве отсутствуют как основания для оспаривания результатов государственных закупок в судебном порядке в связи с отсутствием у участника интеллектуальных прав, так и для признания торгов недействительными (ч. 22 ст. 99 №44-ФЗ), или приостановления их по требованию антимонопольного органа (ч. 7 ст. 106 №44-ФЗ). Данные выводы подтверждаются и правоприменительной практикой [2]. В результате сложившейся системы образуется ситуация, при которой правообладатель фактически не способен осуществить действия, направленные на превентивную защиту от каких-либо посягательств на запатентованное изобретение.