Полагаем, что период эксклюзивности данных в Соединенных Штатах и Российской Федерации является недостаточным, чтобы окупить огромные инвестиции денежных средств и времени на разработку новых фармацевтических продуктов.
В Соединенных Штатах сокращенные заявки могут быть поданы несколько позже – по истечении пяти лет, а для ряда препаратов срок правовой охраны удлиняется еще на два года (таковыми являются препараты, допустимые к использованию детьми и орфанные препараты).
В Евросоюзе вопросы защиты данных клинических исследований являются более сложными и были изначально закреплены в основной Директиве 2001/83/EC, посвященной регулированию обращения лекарственных препаратов. Позднее в нее были внесены изменения Директивой 2004/27/ЕС, которая установила формулу 8 + 2 + 1. Так, восемь лет длится непосредственно период «data exclusivity»; два года — период «marketing exclusivity», в течение которого регистрирующий орган может принимать к рассмотрению заявки на регистрацию дженериков со ссылками на результаты клинических исследований оригинального препарата, но до истечения которого воспроизведенное лекарственное средство не может быть выпущено на рынок; Кроме того, вышеописанный десятилетний срок может быть продлен еще на один год, в случае если в течение периода «data exclusivity» было зарегистрировано одно или более новых показаний к применению. [6]
Отметим, что в ЕС в соответствии с Директивой разрешены регистрационные досье, основанные на опубликованной научной литературе для демонстрации эффективности, качества и безопасности лекарственного средства. Однако они могут быть поданы исключительно в отношении лекарственного средства с «установленным медицинским применением». Необходимо отметить, что минимальный период «установленного медицинского применения» составляет не менее одного десятилетия (в РФ данный срок составляет 20 лет) с момента первого систематического и документально подтвержденного использования этого вещества в качестве лекарственного средства в ЕС. Что же касается России, то в соответствии с разъяснениями Суда по интеллектуальным правам установленный ч. 6 ст. 18 Закона «Об обращении лекарственных средств» запрет на использование данных доклинических исследований не распространяется на информацию, опубликованную в специализированных печатных изданиях, а действует в отношении только той «информации о результатах клинических исследований лекарственных препаратов, которая представлена оригинатором для государственной регистрации лекарственных препаратов» [7]. Полагаем, однако, что подобные разъяснения Суда противоречат европейской практике и самой цели принципа «data exclusivity».
Таким образом, существует консенсус между США, ЕС и РФ о том, что защита регистрационных данных от «несправедливого коммерческого использования», как это отражено в статье 39.3 ТРИПС, требует от правительств не допускать, чтобы регулирующие органы или третьи стороны полагались на данные КИ для регистрации и выпуска аналогов и дженериков препарата в течение периода эксклюзивности. Различие между регионами заключается в длительности периода эксклюзивности данных. Так, в то время как в Европейском союзе установлен десятилетний срок, в Соединенных Штатах – пятилетний период, а в РФ – всего три и четыре года для дженериков и биоаналогов соответственно. Кроме того, ключевое отличие заключается также в том, что США обеспечивают (хоть и более короткую) защиту новым признакам, а в ЕС — лишь удлиняется первоначальная защита на один год. Полагаем, что период эксклюзивности данных в Соединенных Штатах и Российской Федерации является недостаточным, чтобы окупить огромные инвестиции денежных средств и времени на разработку новых фармацевтических продуктов.
Отметим, что логика положений статьи 39.3 Соглашения ТРИПС относительно требования к защите нераскрытой информации требует защиты в том числе регистрационных данных. Статьёй признаются «значительные усилия», связанные с вводом и получением данных, а любой отказ государств в обеспечении необходимого уровня защиты является актом «несправедливого коммерческого использования» данных.
Хотя члены ВТО обязаны обеспечивать защиту данных ДКИ и КИ на уровне, который соответствует обязательствам в соответствии со статьей 39.3 Соглашения ТРИПС, многие страны – как развитые, так и развивающиеся – не могут осуществить должную защиту. Так, некоторые страны вообще не предоставляют какую-либо защиту для проприетарных данных; другие – предоставляют защиту ниже уровня, требуемого Статьей 39.3 ТРИПС; а третьи, хотя и имеют нормативную базу для защиты, однако фактически не обеспечивают защиту эксклюзивности данных. Далее будут рассмотрены некоторые примеры национальных законодательств, которые иллюстрируют неоднозначность ситуации, касающейся эксклюзивности данных исследований в мире.