В кабмине подготовили проект отрицательного отзыва на депутатский законопроект о введении регулирования для маркетплейсов. Первый замглавы аппарата правительства Валерий Сидоренко направил его на одобрение вице-премьеру Дмитрию Григоренко. «Известия» ознакомились с документом. Ранее была информация о том, что кабмин поддержит документ с условием его доработки ко второму чтению. Но эта позиция изменилась.
Согласно документу, главным образом на позицию правительства повлияло мнение государственно-правового управления (ГПУ) президента. Там сочли, что инициативу необходимо концептуально переработать.
Парламентарии сразу нескольких фракций («Справедливая Россия — За правду»», КПРФ, «Единая Россия» и ЛДПР) подготовили законопроект о регулировании маркетплейсов в 2023 году, документ внесли в Госдуму в начале осени. Речь идет о поправках в законы «О торговле» и «О защите прав потребителей». Их цель — избежать серьезных конфликтов между агрегаторами и их партнерами-продавцами, а также исключить нарушение прав потребителей.
Так, документ не позволяет площадкам менять условия контрактов чаще чем один раз в год, вводит порядок применения штрафов со стороны онлайн-торговли в отношении контрагентов, а также запрещает агрегаторам реализовывать собственные товары, если выручка маркетплейса превышает 150 млрд рублей. Кроме того, депутаты предложили обязать площадки отвечать за качество товаров, то есть им можно будет предъявлять претензии в случае брака продукции.
Правительство сочло некорректным требование парламентариев пересматривать контракты не чаще одного раза в год, поскольку это условие «не учитывает изменения рыночной конъюнктуры, сезонности товаров, изменения логистических цепочек, которые могут требовать от агрегаторов обновления тарифов и комиссий». Также кабмин выступил против запрета на блокировку «личного кабинета» продавца. Обычно это происходит, если партнер маркетплейса нарушает правила площадки или законы.
Такая же критика содержится в отзыве ГПУ, он был готов еще в конце ноября 2023 года, «Известия» ознакомились с ним. Управление отметило, что запрет на продажу товаров при определенной выручке может снизить доступность продукции для потребителей. Кроме того, если площадка будет отвечать за качество товаров, то компаниям придется самостоятельно проверять все изделия. Это «потребует изменения действующей модели организации работы», отмечали в ГПУ.