Обзор событий

14 июня – 18 июня: Изменения в ГК и УПК РФ, рассмотрен проект постановления о досудебном урегулировании, финансовый черный список, в Москве ввели обязательную вакцинацию для работников сферы услуг.
Законодательство
Мировых судей сделают взаимозаменяемыми
С подачи Пленума ВС РФ внесены изменения в закон о мировых судьях. Теперь председатель вышестоящего суда или его заместитель наделены полномочиями, которые позволяют при необходимости заменить мирового судью на его коллегу из ближайшего судебного района. Такая процедура предусмотрена в случае прекращения или приостановлении полномочий мирового судьи, а также в случае его временного отсутствия (болезнь, отпуск и иные уважительные причины). Ранее этот порядок был установлен законом только для судебных районов с одной должностью мирового судьи. Как пояснили в ВС, нововведение позволит обеспечить непрерывную работу судебных участков.
ЗАГСы переходят на экстерриториальный принцип работы
Принят закон, устанавливающий экстерриториальный принцип регистрации актов гражданского состояния, который меняет порядок регистрации в ЗАГСах по всем вопросам, включая рождение детей, изменение имени или фамилии человека и ряд других. Оформить эти и другие документы можно будет в любом ЗАГСе, независимо от места жительства. До принятия закона экстерриториальный принцип применялся только в отношении заключения брака. Закон закрепил право заявителя ‎на обращение в любой орган ЗАГС или МФЦ, независимо от места жительства заявителя и места наступления юридического факта. Все нормы закона, не соответствующие экстерриториальному принципу, признаны утратившими силу. Закон позволит ускорить переход работы министерств и ведомств на безбумажный документооборот.
Генпрокуратура займется международными судами
Одобрен президентский пакет законопроектов, наделяющих Генеральную прокуратуру РФ новыми полномочиями по обеспечению представительства и защиты интересов России в межгосударственных органах, иностранных и международных судах, в том числе ЕСПЧ. Ранее полпред президента в Госдуме Гарри Минх объяснил, что главой государства было принято решение перераспределить полномочия от Минюста к Генпрокуратуре из-за наличия хороших международно-правовых связей и эффективных инструментов. Кроме того, Генпрокуратуру предусматривается наделить правом на обращение в КС РФ с запросом о возможности исполнения решений межгосударственных органов, международных и иностранных судов, в случае если они противоречат Конституции и основам публичного правопорядка.
Реформируется глава ГК РФ о страховании
Одобрены поправки в часть 2 Гражданского кодекса РФ, направленные на совершенствование ряда положений главы 48 ГК РФ (страхование). Она практически не подвергалась изменениям на протяжении 25 лет. Из ст. 927 ГК РФ (добровольное и обязательное страхование) исключено положение, что договор личного страхования является публичным договором. По мнению инициаторов законопроекта, эта норма препятствовала формированию различных пакетов страховых услуг. Признана утратившей силу ст. 932 ГК РФ (страхование ответственности по договору), так как устарел подход, в соответствии с которым страхование риска ответственности за нарушение договора допускалось исключительно в случаях, предусмотренных законом. Изменены наименование и содержание ст. 931 ГК РФ (страхование ответственности за причинение вреда). Теперь по договору страхования гражданско-правовой ответственности может быть застрахован риск ответственности самого страхователя или иного лица, на которое такая ответственность может быть возложена, а застрахованное лицо определяется законом и/или договором.
В УПК меняется подследственность по ряду уголовных статей
Предлагается предоставить следователям СКР право производства предварительного расследования уголовных дел о преступлениях, предусмотренных ст. 125 (оставление в опасности ), 151 (вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий) и 156 (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего) УК РФ, при условии выявления таких преступлений в ходе расследования тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних. Также к подследственности СКР планируется отнести дела о преступлениях, предусмотренных ст. 150 УК РФ (вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления), в случае выявления их в ходе расследования уголовных дел, переданных прокурором. В настоящее время к подследственности следователей СКР отнесены все тяжкие и особо тяжкие преступления в отношении несовершеннолетних. Принятие закона усилит защиту несовершеннолетних потерпевших, поясняли в кабмине.
В УПК внесут поправки, касающиеся процедуры прекращения дел
Минюст России разработал проект поправок в Уголовно-процессуальный кодекс РФ, которые касаются процедуры прекращения уголовных дел частного обвинения в связи с отсутствием события преступления. Изменения отражают правовую позицию Конституционного суда РФ.

Законопроектом предлагается внести изменение в ч. 3 ст. 249 УПК РФ, согласно которому по делам частного обвинения неявка потерпевшего без уважительных причин влечет за собой прекращение уголовного дела в связи с отсутствием события преступления.

Постановлением № 13-П КС признал ряд положений УПК РФ не соответствующими Конституции в той мере, в какой на их основании неявка частного обвинителя в суд без уважительных причин влечет прекращение уголовного дела в связи с отсутствием в деянии состава преступления. При этом суд не устанавливает фактических обстоятельств дела, в том числе наличие события преступления.

КС разъяснил, что прекращение уголовного дела в связи с отсутствием в деянии состава преступления не препятствует наступлению в будущем негативных для лица последствий в виде его привлечения к дисциплинарной, административной или гражданско-правовой ответственности в процедурах, применительно к которым решение о прекращении уголовного дела может использоваться для доказывания совершения самого деяния. При этом суд в вышеуказанном случае не устанавливает фактических обстоятельств дела, а ограничивается лишь установлением формальных условий применения нормы, что нарушает право подсудимого на эффективную судебную защиту, включая право на справедливое судебное разбирательство.
Правоприменительная практика
Пленум Верховного суда РФ рассмотрел проект постановления о досудебном урегулировании гражданских и арбитражных споров
Пленум ВС впервые обратился к вопросам досудебного урегулирования споров. Сам проект представляет собой документ, который структурно состоит из четырех разделов. В первом содержатся разъяснения, которые касаются общих положений досудебного урегулирования споров. Остальные посвящены особенностям применения норм материального и процессуального права при этой процедуре.

Так, указывается, что под досудебным урегулированием следует понимать деятельность сторон спора до обращения в суд, осуществляемую ими самостоятельно либо с привлечением третьих лиц, а также посредством обращения к уполномоченному органу публичной власти в административном порядке. Такая деятельность сторон могла бы способствовать выполнению задачи гражданского и арбитражного судопроизводства и содействовать мирному урегулированию споров.

Разъясняется, когда досудебный порядок является обязательным в гражданском производстве, а когда — в арбитражном. Подробно разъяснено и то, какие случаи не будут являться досудебным урегулированием споров. Приведен примерный перечень споров, по которым досудебное урегулирование предусмотрено федеральным законом.
Разъясняется, в каком случае направление юридически значимых сообщений не будет являться досудебным урегулированием спора. К таковым относится направление заинтересованным лицом сообщения, имеющего информационный характер и (или) являющегося основанием для возникновения требования.

Значительное внимание уделено участникам досудебного порядка урегулирования споров.
Отдельный пункт посвящен вопросам правопреемства. Постановление закрепляет правило о том, что если досудебный порядок урегулирования спора был соблюден правопредшественником или в отношении правопредшественника, то повторное соблюдение такого порядка правопреемником или в отношении правопреемника по этому же спору уже не потребуется.

Ряд пунктов посвящен вопросам о форме порядка и способа направления претензии или иного документа, направляемого в рамках досудебного урегулирования. Так, такое обращение должно быть подписано уполномоченным лицом, направлено по общим правилам направления юридически значимых сообщений, в том числе вручено адресату лично. При этом бремя доказывания факта направления обращения лежит на истце.

Проектом предлагаются гибкие подходы, которые стимулируют досудебное урегулирование и исключают при этом его излишнюю бюрократизацию. Это касается и содержания обращения или прилагающихся к нему документов. В частности, если в обращении содержатся указания на конкретный материально-правовой спор, связанный с нарушением прав истца, и предложения ответчику его урегулировать, то, во-первых, суммы основного долга, неустойки и процентов, указанных в обращении и в исковом заявлении, могут не совпадать. И во-вторых, такого указания будет достаточно в случае, если законодательством установлены минимальный и максимальный предел и компенсации, например, за нарушение.

Также в проекте содержится концептуальное положение о том, что в случаях, установленных законом или договором, использование любой внесудебной примирительной процедуры может стать обязательным условием реализации права лица на обращение в суд. При этом соблюдение соответствующей примирительной процедуры должно быть подтверждено документами, доказывающими ее использования.

Кроме того, в проекте содержится важное разъяснение, направленное на борьбу с недобросовестным поведением в процессе урегулирования спора. Предлагается считать досудебное урегулирование соблюденным, если одна из сторон спора направила в письменной форме предложение об использовании примирительной процедуры и в течение 30 календарных дней со дня его направления и в течение иного указанного в предложении разумного срока не получила согласие другой стороны в использовании данной процедуры.
Ряд положений проекта касается вопросов соблюдения процедуры досудебного урегулирования, которые возникают уже после возбуждения производства по делу. Авторы документа пришли к выводу, что досудебное урегулирование не подлежит соблюдению в случаях изменения требований после возбуждения производства по делу, подачи встречного иска, вступления в дело третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, а также вступления в дело надлежащего ответчика.
Другие новости
ЦБ РФ обновил черный список поставщиков финансовых услуг
Банк России обновил список компаний с выявленными признаками нелегальной деятельности на финансовом рынке.

Черный список формируется с января 2020 года с помощью специальной системы мониторинга, а также по обращениям граждан и организаций. Сейчас в нем содержатся актуальные на 1 июня 2021 года данные о более чем 1800 компаниях и интернет-проектах с признаками «финансовой пирамиды», нелегального кредитора, нелегального профессионального участника рынка ценных бумаг (в том числе нелегального форекс-дилера).

Проверку компании можно осуществить по названию, ИНН и адресу сайта. Список также можно скачать в формате XLS. Кроме того, пользователи могут через анонимную форму сообщить о возможной нелегальной деятельности на финансовом рынке юридических лиц, интернет-проектов и физических лиц.

Банк России принимает меры по блокировке сайтов нелегальных поставщиков финансовых услуг, а также взаимодействует с правоохранительными и другими уполномоченными органами, иностранными регуляторами для применения иных мер.
В Москве ввели обязательную вакцинацию для работников сферы услуг
Главный санитарный врач Москвы Елена Андреева подписала постановление об обязательной вакцинации работников сферы услуг. Мэр Москвы Сергей Собянин своим указом определил механизм и порядок реализации этого постановления.

Согласно документу руководители московских компаний и индивидуальные предприниматели, работающие в сфере торговли и услуг, в срок до 15 июля обязаны организовать проведение профилактических прививок не менее 60% от общей численности сотрудников.

Требования распространяются на предприятия торговли, физкультурно-оздоровительных и косметологических услуг, бытовых услуг, общественного питания, клиентских подразделений финансовых организаций, организаций почтовой связи, МФЦ.

Помимо этого, вакцинироваться должны работники транспорта общего пользования, такси; образования, здравоохранения, социальной защиты и социального обслуживания; ЖКХ и энергетики, а также культурных, выставочных, просветительских мероприятий; досуговых, развлекательных, зрелищных мероприятий (в том числе игровых мероприятий, мастер-классов).

Не прививаться смогут только те, у кого есть медицинские противопоказания.

Московские власти рассматривают возможность юридической ответственности для работодателей за несоблюдение обязательств по вакцинации сотрудников.
Ранее из-за всплеска заболеваемости COVID-19 столичные власти объявили нерабочими дни с 15 по 19 июня включительно, а предприятиям города рекомендовали перевести на удаленную работу как можно больше невакцинированных сотрудников.
Анастасия Орлова
Юрист, менеджер по PR

По вопросам сотрудничества свяжитесь с нами по телефону +7 495 649 66 28 или напишите письмо orlova@pblg.ru.