Минэкономразвития разработало программу запуска коммерческих сервисов беспилотного такси в России. Проект документа опубликован на портале правовой информации.
Долгое время такие машины не были полностью беспилотными даже во время тестов: по закону «О безопасности дорожного движения» в салоне обязательно должен присутствовать водитель-испытатель, готовый взять на себя управление транспортным средством (ТС) в случае нештатной ситуации. Устранить это препятствия позволяет закон об экспериментальных правовых режимах (ЭПР), вступивший в силу в январе. Он разрешает выводить из-под действующих норм законодательства проекты в сфере цифровых инноваций, в том числе беспилотных технологий.
Программа по запуску беспилотников в коммерческую эксплуатацию разработана Минэкономразвития совместно с «Яндексом». Документ разрешает участие в программе и других разработчиков. Для этого на момент подачи заявки их беспилотники должны тестироваться на дорогах общего пользования не менее года, следует из документа.
Коммерческое беспилотное такси появится не во всех регионах РФ. Машины с водителем-испытателем в салоне будут ездить в различных районах Москвы, Иннополисе (Татарстан) и на территории «Сириус» в Сочи. Высокоавтоматизированные ТС без испытателя в салоне смогут возить пассажиров только по территории Иннополиса и инновационного центра «Сколково» в Москве. Запуск сервиса в Иннополисе запланирован уже на 2021 г. (восемь беспилотников), в Москве — на 2021-2022 гг. (10 машин), говорится в проекте постановления. Всего за три года действия ЭПР к программе планируется подключить до 1000 машин, что составит «менее 1% от количества участников дорожного движения в каждом отдельном регионе».
Внедрение полностью автономных машин без испытателя планируется провести в три этапа. На первом за автомобилем будут визуально наблюдать сотрудники компании-разработчика, а удаленный мониторинг за движением будет проводиться оператором (проходит подготовку по утвержденной компанией программе). На втором останется один оператор на одну машину, а на третьем — оператор сможет обслуживать более одной машины. На следующий этап можно переходить, если не было зафиксировано ДТП по вине беспилотника и он «накатал» на этапе не менее 100 часов.
Чтобы отличить беспилотники в потоке транспорта, машины оснастят специальным знаком «Автономное управление». Его приклеят на заднем стекле или крышке задней двери в виде белого равностороннего треугольника с черной буквой «А». Вызвать такое такси можно будет, например, через приложение «Яндекс.Go». Внутри салона должны быть указаны контакты для связи пассажиров с техподдержкой сервиса.