Обзор событий

22 февраля – 26 февраля 2021 г.
Законодательство
Минюст уточнил порядок индексации присужденных сумм
Минюст разработал законопроект, уточняющий порядок индексации присужденных в ходе гражданского процесса сумм. Проект изменений в ст. 208 ГПК опубликован на портале regulation.gov.ru. Напомним, что указанная статья была признана неконституционной Конституционным судом месяц назад, что и привело к появлению поправок. До этого статья признавалась неконституционной в 2018 году – тогда статья тоже правилась. Оба раза конституционный суд указывал, что статья не содержит «определенных и недвусмысленных критериев».

Статья 208 ГПК действительно предусматривает лишь общую формулировку, позволяющую судам отказывать в индексации. КС же в своем постановлении предписал внести в законопроект изменения, позволяющие судам индексировать выплаты и реально восстанавливать право на правильное и своевременное исполнение должником решения суда.

До внесения таких изменений судам следует индексировать присужденные суммы на уровень инфляции, рассчитываемый Росстатом, если иное не предусмотрено договором. Этого же подхода Минюст предлагает придерживаться на постоянной основе — законопроект ведомства также предусматривает инфляцию, рассчитанную Росстатом, в качестве критерия для индексации.

Отдельно Минюст подчеркивает, что в АПК аналогичные поправки не вносятся: арбитражные дела отличаются от гражданских, рассматриваемых судами общей юрисдикции, как характером споров, так и составом участников разбирательства.
Бизнесу готовят льготные кредиты на новых условиях
Программа ФОТ 2.0, предполагающая выдачу бизнесу, работающему в пострадавших отраслях, льготных кредитов под 2% с возможностью списания долга и процентов (при сохранении 90% занятости — полностью, при 80% — наполовину), завершается в марте, и о необходимости ее продления уже не раз говорилось.

По текущим данным, условия по сохранению занятости выполняют 98% предпринимателей — исходя из этого государству предстоит взять на себя расходы по списанию 420 млрд руб. льготных займов.

При продлении льготы её условия планируется изменить. Ставка в рамках ФОТ 3.0 будет повышена до 3%, что, как пояснил премьер, связано с постепенным восстановлением экономики. Участвовать в ней будет бизнес из числа «наименее восстановившихся отраслей» — в том числе общепита, сферы культуры, спорта, развлечений и туристического бизнеса (примечание: в ФОТ 2.0 формулировка иная — из наиболее пострадавших отраслей).
Кроме того, компании получат возможности для роста — в течение первого полугодия основной долг и проценты по кредиту выплачиваться не будут, во втором задолженность может погашаться равными долями ежемесячно (что, видимо, уже не предполагает списания кредитов).

По оценкам правительства, новой программой смогут воспользоваться около 75 тыс. предпринимателей и компаний.
ЦБ научит банки учитывать ESG-риски
ЦБ приступил к внедрению ответственного финансирования (ESG, или «зеленых финансов. Крупнейшие российские банки уже учитывают ESG-риски, но пока их практика сильно отстает от западного опыта. Тем более что новый подход дает не только преимущества.

Информацию о том, что Банк России набирает сотрудников в новое направление, разместил сотрудник регулятора в сети Facebook. Он сообщил, что ЦБ ищет юристов и/или экономистов со знаниями ESG-тематики (ESG — от англ. Environmental, Social, Governance, экологическая, социальная и управленческая ответственность).

Как пояснили в Банке России, в начале февраля там была создана рабочая группа по вопросам устойчивого развития. При ней сформированы тематические подгруппы с участием представителей федеральных органов исполнительной власти, институтов развития, участников финансового рынка, саморегулируемых организаций и науки.
НКО запретят проводить крупные сделки без одобрения
Предусматривающие эту меру поправки в статьи 92 и 10 Федерального закона «О некоммерческих организациях» готовит Минюст. Проект устанавливает обязательное предварительное одобрение в случае совершения крупной сделки организацией, в деятельности которой используются средства бюджетной системы. Необходимость появления такого законопроекта в Госдуме связывают с борьбой с иностранным вмешательством.

Целью проекта является обеспечение надлежащего контроля за принятием названными организациями финансовых решений по распоряжению денежными средствами и имуществом.

Документом предлагается установить, что «совершение такой организацией крупной сделки возможно только после предварительного согласия ее учредителей, либо коллегиального высшего органа управления (при его наличии) в порядке, установленном ее учредительными документами».
«Дочкам» офшорных компаний усложнят участие в закупках
Минфин предложил внести в закон о контрактной системе (№ 44-фз) поправки, которые ужесточают нормы деофшоризации в сфере закупок. Ведомство считает необходимым исключить из числа потенциальных закупщиков фирмы, учредителями или выгодоприобретателями которых являются офшорные компании.

Участие в закупках таких юридических лиц «содержит риски сокрытия доходов российских организаций, принадлежащих офшорным компаниям, «отмывания» денежных средств, а также влечет невозможность прослеживаемости уплаты налогов», отмечается в пояснительной записке к законопроекту. Поправки были разработаны в рамках выполнения Национального плана противодействия коррупции на 2018–2020 гг.
Минюст добавит присяжным материальных гарантий
Минюст России разработал законопроект, которым предусматривается упорядочить процедуру выплаты компенсационного вознаграждения присяжным заседателям. Соответствующий документ размещен на портале regulation.gov.ru.

Счетная палата РФ по результатам проверки, проведенной в 2017–2019 годах, установила длительное (от 1 до 5 месяцев) перечисление присяжным компенсационных вознаграждений.

Сам порядок компенсационной выплаты, в том числе срок, законодательством не установлен. В связи с этим кабмин в январе этого года поручил Минюсту ликвидировать правовой пробел.

Законопроектом предлагаются изменения в статью 11 закона «О присяжных заседателях», в соответствии с которым порядок выплаты компенсационного вознаграждения устанавливается правительством РФ.
Изменения позволят повысить гарантии материального обеспечения присяжных заседателей при осуществлении правосудия по уголовным делам, следует из пояснительной записки к законопроекту.
Судебный департамент при ВС открывает новый канал связи для сбора информации о коррупционерах
Судебный департамент при Верховном суде РФ решил установить круглосуточный телефон доверия по вопросам противодействия коррупции среди работников судебной системы. Соответствующий приказ и положение о порядке работы нового канала связи с гражданами и организациями опубликованы на федеральном портале проектов.

Предусматривается, что по телефону доверия будут приниматься сигналы о фактах коррупции и иных правонарушениях, к которым могут быть причастны чиновники и работники судебной системы. А именно — государственные гражданские служащие федеральных судов общей юрисдикции, арбитражных судов и системы Судебного департамента.

Телефон доверия будет работать круглосуточно и в автоматическом режиме. Автоответчик предложит заявителю представиться и надиктовать сообщение продолжительностью не более пяти минут. При этом прозвучит предупреждение об уголовной ответственности за заведомо ложный донос о совершении преступления.

Обращения, в которых содержится нецензурная либо оскорбительная лексика, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц, а также членов их семей, останутся без ответа по существу поставленных в них вопросов. Анонимные обращения регистрируются, рассматриваются и принимаются к сведению, но остаются без ответа, следует из проекта порядка работы телефона доверия.

Информация о преступлениях не позднее следующего рабочего дня с момента их получения будет передаваться в прокуратуру и иные правоохранительные органы.

Записи обращений, поступивших по телефону доверия, предполагается хранить один год, после чего уничтожать.
Путин подписал поправки в УПК об отмене бессрочной сплошной кассации
Президент России подписал закон, устанавливающий срок обжалования итогового судебного решения по уголовному делу в порядке сплошной кассации.

Федеральный закон был принят Государственной Думой 9 февраля и одобрен Советом Федерации 17 февраля 2021 года.

УПК РФ дополняется положениями, определяющими порядок и сроки подачи кассационных жалобы, представления, порядок восстановления пропущенного срока кассационного обжалования, а также возможность обжалования в апелляционном порядке решения суда первой инстанции об отказе в удовлетворении ходатайства лица, подавшего кассационные жалобу, представление, о восстановлении пропущенного срока кассационного обжалования.

Устанавливается шестимесячный срок для обжалования в порядке сплошной кассации. Он будет течь со дня вступления в законную силу приговора или иного итогового судебного решения. А для осужденного, содержащегося под стражей, — со дня вручения ему копии такого судебного решения после его вступления в законную силу.

Пропуск без уважительной причины срока кассационного обжалования не будет означать ограничение в праве на кассационное обжалование той или иной стороны, поскольку сохраняется право на обращение с жалобой или представлением по правилам выборочной кассации, в том числе и неоднократно, в тот же суд или в ВС РФ.

Устанавливается обязанность указания в резолютивной части апелляционных приговора, определения или постановления разъяснений о порядке и сроках их обжалования, а также о праве осужденного или оправданного ходатайствовать об участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции.

Предусматривается порядок направления и вручения копии апелляционных приговора, определения или постановления. Они вручаются осужденному или оправданному, его защитнику и обвинителю в течение трех суток.

Предусматривается, что лица, не воспользовавшиеся правом на обжалование в кассационном порядке приговора или иного итогового судебного решения, вступившего в законную силу в период с 1 октября 2019 года и до дня введения в действие федерального закона, вправе обжаловать это судебное решение в кассационном порядке в течение шести месяцев с момента вступления в силу федерального закона.
МВД предлагает изменить срок хранения отпечатков
МВД разработало законопроект об увеличении сроков хранения дактилоскопической информации. Документ опубликован на портале regulation.gov.ru.

Поправками предлагается определить срок хранения органами внутренних дел дактилоскопической информации, полученной у лиц, подлежащих государственной дактилоскопической регистрации, до их смерти или до достижения ими возраста 100 лет. Поправки предусматриваются в закон о государственной дактилоскопической регистрации.

МВД отмечает, что сегодня в России сохраняется тенденция к росту числа граждан, достигших возраста 80 и более лет. Между тем, как отмечают в ведомстве, именно с этого возраста повышается вероятность возникновения заболеваний, которые приводят к потере памяти. Следовательно, продление сроков хранения отпечатков пальцев до достижения человеком столетия является обоснованным.
Правоприменительная практика
ВС решил, можно ли считать текущей сделкой оплату долгов
Общество расплатилось за услуги охранного предприятия за несколько месяцев. Конкурсный управляющий частично оспорил платежи. Суды решили, что текущий платеж – это плата за прошедший месяц, а не в счет накопившихся долгов. Дело дошло до Верховного суда, который принял свое решение.

Заседание в ВС прошло 25 февраля 2021 года. Председательствовал в процессе Иван Разумов. Пришла только представитель охранного предприятия «Щит и меч» Ирина Дубова. Конкурсный управляющий не предоставил даже письменный отзыв. Тройка судей решила рассмотреть дело при этой явке.

Дубова отметила, что все спорные платежи «Инженерный центр ЕЭС» осуществлял в период обычной хозяйственной деятельности. В то же время, по словам юриста, общество производило расчеты и с другими кредиторами, что говорит о его платежеспособности. А в материалах дела нет доказательств, что заявителю было известно о долгах общества. Дубова обратила внимание, что и значительной просрочки со стороны общества не было – она не превысила трех месяцев. Как считает представитель ЧОП, суды не учли характер платежа от 28 июля 2017 года. Пусть и по решению суда, но должник погасил долг за услуги в сентябре и октябре.

Вопросов у судей ВС к ней не возникло. Тройка удалилась в совещательную комнату почти на 20 минут. После этого председательствующий огласил решение коллегии суд квалифицировал оплату охранных услуг за месяц, в рамках которого было возбуждено дело о банкротстве как погашение текущего обязательства, но признал недействительной оплату охранных услуг за месяцы, следующие после возбуждения дела о банкротстве.
Верховный суд пресек двойное налогообложение
Экономколлегия разбиралась, надо ли собственнику недвижимости платить налог на имущество в случае, когда эта недвижимость находится на балансе у третьего лица и фактически используется им в хозяйственной деятельности.

В 2011 году гражданка приобрела право собственности на половину нежилого помещения в Екатеринбурге, которое позднее внесла в уставный капитал ООО. Компания зарегистрировала право собственности на себя. Но все это время фактически помещением пользовался только владелец второй половины собственности, Уральский финансово-юридический институт. Он же и платил налоги.

Инспекция ФНС решила, что ООО должно заплатить налоги, и насчитала долг более 15 млн руб. ООО поддержал только суд апелляционной инстанции, а вот суды первой и кассационной инстанций поддержали налоговый орган, указав, что безвозмездное пользование помещениями третьим лицом и нарушение им правил ведения бухгалтерского учета не отменяют обязанности собственника оплатить налог.

ООО посчитав, что налоговая инспекция допустила двойное налоговое обложение, обратилось в Верховный суд. Поскольку налог на имущество за спорные периоды уже был оплачен институтом, который учитывал спорное имущество в качестве основного средства и владел им фактически.

Экономколлегия ВС проверила доводы жалобы, отменила решения первой и кассационной инстанций и «засилила» позицию суда апелляционной инстанции. То есть ООО не придется платить налог на имущество.
Подписан закон, вносящий изменения в законы о финансовых организациях
Президент подписал закон о внесении изменений в законодательство (в том числе в Закон о банкротстве) в части ответственности лиц, контролирующих финансовые организации (кредитные организации, страховые организации, негосударственные пенсионные фонды). Закон предусматривает обязанность финансовых организаций раскрывать своих контролирующих лиц перед Центробанком.

По новому закону ЦБ будет вести перечень контролирующих лиц в отношении каждой финансовой организации, куда включаются не только те лица, о которых представили сведения сами финансовые организации, но и лица, которых ЦБ признал контролирующими самостоятельно. При этом ЦБ обязан уведомлять все включенных в перечень лиц о том, что их признали контролирующими. Такие лица вправе обратиться в Центробанк с требованием исключить их из перечня контролирующих лиц, а затем оспорить включение в реестр в судебном порядке. Включение в перечень серьезно отражается на правах такого лица, поскольку закон устанавливает опровержимую презумпцию — лица, включенные в перечень ЦБ, признаются контролирующими, пока не доказано иное.

Закон также наделяет ЦБ самостоятельными полномочиями по привлечению контролирующих лиц к субсидиарной ответственности. Для этих целей в АПК РФ вносятся изменения, которые позволяют Центробанку обращаться в суд с требованием о принятии предварительных обеспечительных мер. Если ЦБ установит отрицательное значение собственного капитала финансовой организации, то он вправе потребовать ареста имущества контролирующих лиц до привлечения их к субсидиарной ответственности. При этом предоставления встречного обеспечения не требуется. Единственное ограничение — размер обеспечительных мер не может быть больше, чем требуется для восстановления баланса собственных средств финансовой организации.

Изменения с вступают в силу с 1 июля 2021.
Другие новости
Роскомнадзор потребовал от Twitter объяснить блокировку аккаунтов
Соответствующее письмо с требованием предоставить списки ресурсов, к которым ограничен доступ, а также разъяснить причины их блокировки направил Роскомнадзор в адрес руководства Twitter, говорится в сообщении пресс-службы ведомства.

Ранее в официальном блоге Twitter появилось сообщение о выявлении и удалении 100 учетных записей, доступ к которым был ограничен по причине якобы «ведения пророссийской пропаганды» и «подрыва веры в стабильность альянса НАТО», а также осуществления действий, «направленных против США и ЕС».

Как пишут «Известия», речь идет о двух группах учетных записей. Первая из них состоит из 69 аккаунтов, которые якобы связаны с российскими властями, с помощью которых осуществлялась активность, направленная на «ослабление стабильности и надежности НАТО». Во вторую группу вошел 31 аккаунт, предположительно связанный с российским «Агентством интернет-исследований».

Роскомнадзор потребовал от социальной сети предоставить списки заблокированных аккаунтов и подтверждение их связи с российскими государственными органами.
ФАС выявила дискриминацию в поисковой выдаче «Яндекса»
Федеральная антимонопольная служба выдала ООО «Яндекс» предупреждение и потребовала, чтоб поисковик прекратил практику преимущественного продвижения собственных сервисов при поисковой выдаче. В действиях IT-компании усмотрели признаки злоупотребления доминирующим положением.

«Яндекс» дает сервисам собственной группы преимущество при продвижении в поисковой системе. Таким образом, им легче привлечь внимание пользователей, чем конкурентам. ФАС полагает, что таким образом компания создала на смежных рынках дискриминационные условия.

Антимонопольная служба предписала «Яндексу» устранить признаки нарушения и предоставлять всем, включая конкурентов входящих в группу «Яндекс» сервисов, равные возможности по продвижению через поисковые запросы.
Опубликована запись научно-практического круглого стола Института «М-Логос», посвященного внеконкурсному оспариванию сделок, который состоялся 10 февраля.
В ходе круглого стола были подняты вопросы:

  1. Насколько ничтожность фраудаторных сделок соответствует общему правилу об оспоримости сделок по банкротным основаниям?
  2. Какие акты должника можно оспаривать посредством Паулианова иска?
  3. Блокирует ли субъективная добросовестность контрагента внеконкурсное оспаривание?

Спикеры:

  • Андрей Владимирович Егоров — к.ю.н., директор центра сравнительного частного права НИУ ВШЭ, главный редактор журнала «Цивилистика», руководитель образовательных программ Lextorium.com
  • Олег Романович Зайцев — к.ю.н., доцент кафедры обязательственного права РШЧП при Исследовательском центре частного права им. С.С. Алексеева, председатель Банкротного клуба
  • Михаил Александрович Церковников — к.ю.н., доцент кафедры обязательственного права РШЧП при Исследовательском центре частного права им. С.С. Алексеева;
  • Билал Микаилович Курбанов — заместитель директора Центра регуляторной политики фонда ЦСР
  • Рустем Тимурович Мифтахутдинов — к.ю.н., доцент Исследовательского центра частного права им. С.С. Алексеева при Президенте РФ

Модератор:

Артем Георгиевич Карапетов — д.ю.н., директор Юридического института «М-Логос», главный редактор журнала «Вестник экономического правосудия РФ»

Запись доступна по ссылке:

Подробнее о программе и видеозапись круглого стола
Приятного просмотра!
Анастасия Орлова
Юрист, менеджер по PR

По вопросам сотрудничества свяжитесь с нами по телефону +7 495 649 66 28 или напишите письмо orlova@pblg.ru.